Мадемуазе́ль Ла Фонте́н (Mlle Fontaine; La Fontaine; de La Fontaine) (1655-1738) – французская танцовщица, самая первая профессиональная женщина-балерина.

По французским традициям при официальном обращении указывалась фамилия. По имени могли называть только близкие люди. Именно поэтому её имя не сохранилось до наших дней.

Как известно из истории балета, только в конце XVII века с открытием Парижской оперы, балетмейстером которой был Пьер Бошан, сформировалась балетная труппа из одних мужчин-танцовщиков. Мужские костюмы позволяли усложнить технику танца для создания более интересного номера, в то время как громоздкие пышные юбки обременяли женский танец, делая его менее маневренным. Женские роли исполнялись юношами. И только в 1681 году женщины наравне с мужчинами стали профессионально выступать на сцене. Одной из первых женщин, которая была упомянута в хрониках как профессиональная танцовщица, была Мадемуазель Ла Фонтен.

fonten b

В 1681 году Мадемуазель Ла Фонтен выступила перед публикой в спектакле «Триумф любви» (Le Triomphe de l’Amour). Это была опера-балет композитора Ж.Б.Люлли. Именно в этом спектакле Ла Фонтен вышла в сольном танце как профессиональная балерина, что стало огромным новшеством времени. Её стали называть «королевой танца».

Примечательно, что этот спектакль сначала был придворным представлением, в котором принимали участие как профессиональные танцовщики, так и придворная знать, в том числе королевская семья. Представление состоялось в замке Сен-Жермен при дворе Людовика XIV и королевы за четыре месяца до того, как было перенесено на сцену Парижской оперы. Хореографами и главными исполнителями были Пьер Бошан и Луи Пекур.

pekurbal

Это было время, когда балет как вид искусства только зарождался. Движения танцоров были скованы обязательными тяжелыми длиннополыми костюмами, женское исполнение считалось вспомогательным, поскольку основная роль в спектаклях отводилась мужскому танцу. Несмотря на то, что её роли были небольшими, Ла Фонтен наполняла их изяществом и грациозностью, которые покоряли зрителя. И на протяжении всех лет её работы в Парижской опере публика не переставала называть её королевой танца – reine de la danse.

По окончании карьеры танцовщицы в 1693 году Мадемуазель Ла Фонтен покинула сцену и ушла в монастырь.

Франсуа́за Прево́ (фр. Françoise Prévost (Prévôt) (ок. 1680 – 1741) – французская балерина; представительница академического балета.

prevoballon

Вторая половина XVII века ознаменована рождением нового искусства - балет. Молодое искусство делает свои первые шаги и отдаленно напоминает то, что мы видим сегодня. В этот период во  Франции открывается первая балетная школа, создается театр, в котором в 1681 году впервые на сцену вышли женщины-танцовщицы.

К началу XVIII века танцовщицы не отставали от коллег-мужчин и стали соревноваться с ними в технике. Первой, кто достиг виртуозности в дивертисментах, была Франсуаза Прево.

Обучение хореографическому искусству она начала у Мишеля Блонди, после чего успешно дебютировала в Королевской академии музыки в 1699 году в трагедийной опере «Атис» композитора Ж.-Б.Люлли.

Её непрекращающийся успех привел к тому, что к 1705 году она полностью заместила мадемуазель Ла Фонтен на позиции первой танцовщицы Академии. По словам композитора Жана-Филиппа Рамо, Прево «собрала вместе все правила, которые мы в состоянии освоить в нашем искусстве, и выполняет их с такой грацией, точностью и темпераментом, что её можно считать чудом».

Её постоянным партнером по сцене был Клод Баллон, с которым ещё в 1708 году они были приглашены к герцогине дю Мэн (Louise Bénédicte de Bourbon) на исполнение первого самостоятельного балета-пантомимы. Они танцевали «Трагическое па» на сюжет 4-го действия «Горациев» трагедии П. Корнеля на муз. Ж. Ж. Муре. Это было самое раннее введение пантомимы в балет.

Франсуаза Прево первой попыталась передать в танце драматическое содержание исполняемой роли. Она оставалась балетной звездой на протяжении тридцати лет. Одна из самых известных её работ – «Характеры танца» (Les Caractères de la danse), 1715год. Композитором был Жан-Фери Ребель, который специально для Прево сочинил музыку.

Франсуаза Прево работала до 1730 года. Среди её учениц были выдающиеся танцовщицы Мари Салле и Мари-Анн де Камарго.