Размер шрифта: A A A Цвета сайта: Б Ч Изображения: Вкл. Выкл.

petipa1

В мире балета 2018 год ознаменован годом Петипа. Двести лет назад (11 марта 1818 года) во Франции в семье балетмейстера Жана-Антуана Петипа родился второй сын – Мариус, которому суждено было увековечить фамилию отца, и стать одним из столпов классического балета.

Сегодня для нас привычна мысль, что русский балет лучший, и вся та балетная классика, которая идёт в каждом большом театре мира, нашла своё рождение именно у нас – в России. Так и есть, но кто создатель, кто творец?

«Великий француз русского балета», «Отец русского балета», «Самый русский француз», «Француз с русской душой», «Великий хореограф русского балета» - именно с таких слов начинаются любые статьи, тв- и радиопередачи о Мариусе Ивановиче.

Мариус, тогда ещё не Иванович, в возрасте 29 лет по приглашению российских властей прибыл в Петербург в качестве артиста балета. К своим 30 годам ему удалось добиться успеха на родине, его признавали талантливым балетмейстером и потому имя его уже стало известным. Он мог сделать блестящую карьеру и в Европе, но выбрал Россию. Здесь он провёл всю оставшуюся жизнь – 63 года, и именно здесь создал балеты, которые стали шедеврами и вошли в Золотой фонд мировой балетной классики.

Историки говорят о том, что в ту пору в Россию приезжали за длинным рублём – действительно, ему предложили выгодное место. С первых же выступлений Петипа понравился публике и как танцовщик хорошей школы, и как пантомимный актер. Однако позже он назовёт истинную причину отъезда, и скажет о том, что в Европе его не устраивало отношение к балету. Там «постоянно уклоняются от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Балет – серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает».

И сегодня в любой стране профессиональные педагоги классического балета, работающие в школах и театрах, стараются сохранить академизм исполнения, следуя заветам Мариуса Петипа.

petipa2

Чествуя это великое имя, в нашей стране происходят важные события. Так, например, вчера в Петербурге по инициативе Академии имени А.Я. Вагановой на её здании появилась мемориальная доска Мариусу Петипа. Февраль в Екатеринбургском театре оперы и балета прошёл под флагом премьеры балета «Пахита» - одного из шедевров, к сожалению, не полностью сохранившегося до нашего времени.

Приоткрывая завесу тайны, скажем, что и Уральский хореографический колледж отдаст дань уважения великому французу с русской душой. В июне 2018 года состоится очередной открытый зачёт, главной темой которого будет юбилей мастера. На сцене театра оперы и балета в исполнении учеников колледжа будут представлены фрагменты и дуэты из знаменитых балетов Мариуса Ивановича Петипа – «Спящая красавица», «Баядерка», «Дон Кихот, «Эсмеральда» и т.д.

А пока, предлагаем Вашему вниманию прослушать радиопередачу, посвященную истории жизни Мариуса Петипа, автором которой является Илзе Лиепа.

http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/balletfm/13291-marius-petipa