Размер шрифта: A A A Цвета сайта: Б Ч Изображения: Вкл. Выкл.

Есть два профессиональных праздника, которые мы всегда с удовольствием празднуем – День учителя и День танца. Так удачно совпало, что сегодня помимо Дня учителя ещё празднуется Международный день балета. Именно поэтому в преддверии 5 октября мы решили поговорить с педагогом специальных дисциплин, а также методистом, т.е. учителем учителей – Натальей Аркадьевной Павликовой. В нашей беседе мы узнали, как происходило рождение колледжа, с чем пришлось столкнуться тем, кто стоял у его истоков и, хотя со дня основания колледжа прошло не так много времени, мы даже решились на самоанализ.

Я слышала, что всё начиналось с малого – был только кабинет № 312 в Уральском музыкальном колледже, стол и пара стульев? Помните ли Вы тот день?

Действительно, это было так, - улыбается Наталья Аркадьевна. - Стол, стулья и больше ничего. Кстати, у Ирины Васильевны должна быть фотография того времени. Как она тогда подметила: «Это будет историческая фотография».

uhk avgust2015 1

Вообще, важное событие произошло в городе. К этому нужно привыкать и общественности тоже – к тому, что есть профессиональное учреждение и способные дети должны в нем обучаться.

Что же Вам рассказать про начало? Когда уже было принято решение о создании колледжа, среди педагогов были только мы с Ольгой Геннадиевной Рыбниковой. Ольга Геннадиевна смогла сразу приступить к работе, а я на тот момент была художественным руководителем хореографического отделения лицея им. С. П. Дягилева и училась в магистратуре Академии русского балета им. А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге.

Должна отметить, что работа была проделана большая к моменту открытия колледжа. Под руководством Надежды Анатольевны мы ездили по области в поисках талантливых детей. Только представьте, весь север области, в каждый городок заезжали, лишь бы отыскать «алмазы». Ольге Геннадиевне очень досталось – она больше всех ездила. Я не могла так скоро бросить предыдущее место работы, приходилось совмещать, а отпрашиваться получалось только на один день, поэтому иногда работали без выходных. Зачастую Надежда Анатольевна выезжала с нами. Чтобы к обеду успеть на просмотры детей, мы выезжали ранним утром. Это был трудный период.

uhk avgust2015 2

Затем пришло время составления рабочих программ по всем специальным предметам, а нас все ещё было только двое. Писали по ночам. Составляли рабочие программы, отталкиваясь от этих книг (указывает на полки с книгами в учительской), многие из которых уже не переиздаются, хотя являются невосполнимыми ресурсами. Но самое смешное и обидное, когда мы, наконец, сдали все эти программы, наутро пришло сообщение о новых стандартах.

Какой ужас! Это же столько работы!

Да, поначалу требовались программы только на первый год обучения, а потом пришла информация, что необходимо написать программы на все 8 лет.

Когда вы писали эти программы и ездили по области, какими были ваши ожидания? Или, может, ничего не загадывали и просто шли вперед с закрытыми глазами?

Нет, конечно, не с закрытыми. По поводу ожиданий. Странно было натолкнуться на непонимание танцевальных коллективов – все хореографические организации держат и не отдают талантливых детей, не думая о будущем ребенка. Это в корне неправильно. Я уверена, что в нашем миллионном городе есть способные дети. Но также есть представление, что протанцевав в кружке до 18 лет, ребенок может устроиться в театр. Какое ошибочное представление, даже нет – непонимание, незнание всех тонкостей профессии! И эта близорукость руководителей коллективов приводит в недоумение. Зачем же ломать судьбу ребенка, мечтающего о профессиональной сцене? Мы, конечно, предполагали, что это будет, но не в таких масштабах.  Я хорошо знаю, о чём говорю, потому что состояла в экспертной комиссии по оценке всех хореографических школ искусств города, проводила мастер-класс для руководителей и лично общалась с некоторыми из них.

Несмотря на существующую ситуацию в городе, у нас, к великому счастью, есть дети из области и даже других городов – Омск, Новосибирск. Есть ли разница между приезжими детьми и городскими?

Если откровенно, то это поколение растет в достатке, что хорошо для страны, но это лишает детей стремления к лучшей жизни. Они не жизнестойкие, им нечего доказывать и не к чему стремиться.

Дети нашего города лучше обучены в профессиональном плане. Но иногородние ребята сильнее, более целеустремленные, они знают, зачем пришли сюда, а вот с городскими иначе – приходится им всегда доказывать право на профессию.

Хотя я просто уверена в том, что ребенку легче учиться в семье, когда рядом родители. Я очень хорошо помню, как в годы своей учебы в Перми скучала по семье. Несмотря на то, что я была терпеливым ребенком, и мне очень нравилось учиться балету, все равно накатывали такие состояния, когда я уходила в темный коридор, где меня никто не видел, и плакала. Хотелось очень домой.

Поддержка семьи в процессе учебы очень важна. Наша профессия требует полной физической отдачи – и, конечно, бывают дни, когда у детей может что-то болеть. В такие моменты у родителей есть возможность отвести ребёнка к врачу, на процедуры и проконтролировать лечение дома. И, безусловно, важна моральная поддержка – кто, кроме родителя, так может поддержать ребёнка?! Сказать, чтобы не унывал и продолжал работать. Объяснить, что всё приобретается постепенно.

Интересно слушать о годах Вашей учебы. Можете рассказать, каким был Ваш учитель?

Моим педагогом была Лидия Григорьевна Уланова. Наш класс она вела с первого класса и до самого выпуска. И одна из важнейших её заслуг, теперь я это хорошо понимаю, состояла в том, что она подготовила нас к театру. Поэтому все, кого она выпустила, а это 10 девочек, устроились в театры. Не было такого, чтобы кто-то не нашёл себя в профессии.

Что Вы подразумеваете, когда говорите «подготовила к театру»?

Даже не знаю, как точно это назвать, наверное, она научила наш мозг правильно работать. Например, она показывала комбинацию один раз и только вперед. А мы, в свою очередь, вставали и делали вперед, назад, с левой и с правой без предварительного показа. Когда пришли в театр, мы быстрее других учили материал и, если кто-то заболевал, на ввод мы всегда были готовы. Поэтому уже на первых гастролях мы танцевали в четвёрках, двойках и массе. Театр – это производство, поэтому очень удобно, когда танцовщик быстро учит и знает порядок. Не нужно забывать, что школа – это подготовка к театру. Мы готовим наших детей к работе, к большому полету, который состоится в театре.

Когда Вы говорите о колледже, Вы всегда используете местоимение «мы». В этом чувствуется сплоченность. Поделитесь с нами, пожалуйста, своими мыслями о коллективе.

В любой сфере деятельности коллектив имеет огромное значение. А в учебном заведении, я считаю, это половина успеха. Команда, которую собирают Надежда Анатольевна и Ирина Васильевна, на мой взгляд, складывается грамотная. Среди нас есть и молодые специалисты, и преподаватели с большим педагогическим стажем. Несмотря на то, что мы молодой колледж, всё же мы обучаем классическому балету, которому насчитывается уже более 400 лет, а это обязывает соблюдать традиции.

Еще я хотела бы отметить, что в нашем коллективе собираются мыслящие люди, понимающие суть нашего дела. Для меня это важный аспект в становлении педагога. Знания будут приобретаться всё время, потому что нет предела совершенству.  Опыт, конечно, важен, но ещё важнее понимать, в каком направлении двигаться. Ведь приходится работать с детьми по-разному одаренными. И вот тут важно понимать, с какими физическими данными ребенка ты работаешь, чтобы воспитывать, развивать их по отношению к программе.

А можно ли уже сейчас взглянуть на работу колледжа и вынести какой-то вердикт?

Пусть времени прошло немного для самоанализа, но всё же можно сказать, что результат у нашей совместной работы есть и он хороший.  Другое дело, что нам хочется, чтобы он был лучше и крепче. Хочется, чтобы дом строился на крепком фундаменте. И, по-моему, у нас получается. (Улыбается)

В чем я уверена: мы развиваемся интересно. И в этом большая заслуга Надежды Анатольевны Малыгиной. Легче повторять за кем-то, чем идти своей дорогой. Надежда Анатольевна ищет свой вектор развития. Я считаю, что зерно заложено очень верно. При сохранении академизма, соблюдении всех классических канонов, которые дают крепкую базу и грамотность, мы стараемся идти в ногу со временем. Ведь летняя неделя, когда после всех экзаменов идет обучение другим танцевальным стилям, это её находка. Мне это очень интересно и я соглашусь с её точкой зрения, потому что мир танца очень расширился. И опять подошли к тому, что наша главная задача состоит в том, чтобы подготовить учеников к миру танца, который сегодня стал еще более многогранным. И поэтому учить только в тех границах, в которых учили нас, мы не имеем право.

Наталья Аркадьевна, спасибо за беседу. Мне, как и всегда, было интересно с Вами поговорить. Очень важно знать Ваше мнение о нашей работе. И тем приятнее, что Вы находите её грамотной и достойной успеха. Предлагаю завершить разговор на приятной ноте – поздравить преподавателей нашего колледжа с профессиональным праздником!

С удовольствием! Мне бы хотелось пожелать коллегам здоровья! Ведь профессия педагога требует очень много сил – как душевных, так и физических! Пусть классы будут наполнены старательными и думающими учениками! И, конечно, профессиональных достижений и приятных сюрпризов в виде успехов наших учеников!