Предлагаем ознакомиться с познавательной статьей двух авторов - Петра Афанасьевича Силкина - профессора Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой и Чернявских Елены Анатольевны - магистра педагогики хореографии, опубликованной в "Вестнике" Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой №27 в 2012 году.
В 20-х годах ХХ века балет в Екатеринбурге, как вид искусства, утверждался в недрах оперного спектакля. Здание театра оперы и балета, отвечающее всем современным требованиям, которое и сегодня украшает город, было выстроено в Екатеринбурге в 1912 году. Первое время антрепризы давали только оперные спектакли, в которых были небольшие балетные сцены. Во главе балетной труппы Екатеринбурга с 1919 по 1924 годы стал балетмейстер Константин Залевский, работавший прежде в Варшавской опере. Он и ставил танцы в операх. Наконец, 4 марта 1922 года в свой бенефис, посвящённый 25-летию творческой деятельности, Залевский осуществил постановку полнометражного балета Лео Делиба «Коппелия», за два сезона спектакль прошел семь раз. Труппу пополняли учащиеся любительских студий.
В начале 30-х годов в Свердловский театр стали приезжать выпускники Ленинградского хореографического училища. Кроме того, балетная труппа пополнилась мастерами ленинградского балета: Владимир Алексеевич Преображенский, Нина Фёдоровна Млодзинская, Валентин Иванович Шелков, Валентина Владимировна Крапивина, Леонид Вениаминович Якобсон, Олег Николаевич Сталинский, который совершенствовался в классе Е.О. Вазем и В.И. Пономарёва. Именно им принадлежит заслуга создания профессиональной балетной школы в Свердловске.
В 1935 году, благодаря стараниям Валентина Ивановича Шелкова, выпускника Ленинградского хореографического техникума (училища) по классу А.И. Пушкина, ведущего танцовщика Свердловского театра, городские власти отдали под балетную школу деревянное здание в центре города. Помимо специальных дисциплин были введены общеобразовательные предметы. В сентябре 1935 года начались занятия в балетной школе. В школе преподавали Преображенский В.А., Якобсон Л.В., В.И. Шелков. Исследователь творческого пути Леонида Якобсона Звёздочкин В.А. указывает, что «в 1936 году он едет в Свердловск (ныне Екатеринбург) и ставит в театре балет «Утраченные иллюзии»[1, с. 37]. В Свердловской балетной школе он работал два года. Леонид Вениаминович, приглашённый в театр вторым балетмейстером, одновременно танцевал и сам. Коллегам он запомнился как обладатель хорошего прыжка, аккуратно исполняющий классические соло, например – па-де-труа.
Молодой педагог Свердловского училища Преображенский Владимир Алексеевич работал в местном театре с 1935 по 1939 год. Ученик В.И. Пономарёва, замечательный танцовщик, в дальнейшем партнёр Г. Улановой, откликнулся на необходимость подготовки профессиональных кадров для театра. В младших классах он вёл классику, и был очень требователен на уроках. Учениц поражал его безукоризненный аккуратный внешний вид, и они боялись его модных сапог – джимми, которыми он в педагогических целях наступал на стопы учениц, требуя убрать «навал» – часто встречающаяся ошибка у новичков.
Розалия Ивановна Алексеева (ученица со дня организации училища и до его закрытия) вспоминала, что в первый класс было набрано 20 девочек и отдельная группа мальчиков. В первом классе ритмику преподавал Л.В.Якобсон. Экзамены по специальности проводились каждую четверть. Несмотря на ежегодные переезды школы с места на место, набор на обучение осуществлялся каждый год.
Дети были заняты в спектаклях театра. Одна из фотографий 1937 года в газете «Уральский рабочий» запечатлела один из таких моментов. Педагоги Свердловского училища стремились, чтобы школа и театр были единым целым. Ученики были заняты в балете «Кавказский пленник», в опере «Черевички» танцевали чёртиков, в «Пиковой даме» – арапчат. Всё это время работает в школе В.И.Шелков. Валентин Иванович Шелков впоследствии стал директором Ленинградского хореографического училища (1951 – 76 гг.) Упоминание о том, что он работал в Свердловске, помимо энциклопедии, находим в газетной рецензии за 1944 год: «В балете «Каменный цветок» сильно проводит роль приказчика Северьяна В.И. Шелков».
С 1938 года в одном здании дети получали образование по общеобразовательным и специальным предметам. Занятия начинались в 8.30 утра.
Расписание подстраивалось под распорядок дня педагогов танцевальных дисциплин, так как все они работали в театре. Ученики получали горячие завтраки и обеды. Всем были сшиты белые платьица для занятий хореографией. Балетные туфли с жёстким носком – пуанты – были введены с 4-го года обучения.
В средних классах классику вели Крапивина В.В. – жена В.И.Шелкова и Кузьмичёва К.А. – солистка балета театра, в 1934 году окончившая Ленинградское хореографическое училище. Приезд в театр выпускниц ленинградской школы способствовал тому, что балетная труппа, не исключая балетмейстера, училась чистоте линий, академичности пластических комбинаций, правильности постановки рук. Характерный танец преподавал яркий танцовщик Цвыбак Григорий Иосифович, а исторический танец – Леонова Мария Ивановна, которую в театре называли «мазуристкой» за мастерское исполнение характерных танцев. Ученики любили своих педагогов, и занимались с энтузиазмом. Именно духовные ценности личностей педагогов, среди которых нужно отметить веру в своё дело, любовь к искусству танца и порождала духовную мотивацию юных служителей искусства. Этому способствовал традиционный ежегодный концерт училища на сцене театра оперы и балета. Для этого отводилось утреннее время 1 и 2 мая.
Для детей концертные номера ставили все педагоги, подключился в качестве балетмейстера и Наумкин Вячеслав Иосифович, который впоследствии много сделает для профессионального обучения хореографическому искусству в Свердловске. Для маленьких учеников был поставлен номер «Цыплята». Для детей постарше – «Норвежский танец». В репертуаре юных исполнителей появился юмористический номер в постановке Л. Якобсона с политической направленностью: «Буржуи идут на конференцию», в котором дети изображали семенящих с портфелями под мышкой буржуев. Исследователь творчества Л.Якобсона отмечает, что «в конце войны Якобсон создал целую серию политических хореокарикатур «4Г», «2 Наполеона». Мы можем высказать предположение, что характер гротесково-сатирического направления привлекал Л.Якобсона ещё до войны.
Детей, хорошо проявивших себя в учёбе, летом направляли на базу отдыха озера Шарташ. Именно здесь в июне 1941 года дети узнали о начале войны, и все спешно разъехались по домам. В июле В.И.Шелков обзвонил всех учеников, и было приказано всем явиться в училище. Дети собрались в своём здании, и им было сказано, что училище закрывается. Тут же всем выдали документы, и педагоги распрощались с учениками. Р.И. Алексеева вспоминала, как много было слёз в тот день!
Далее ученики Свердловского хореографического училища продолжали обучение в простых школах. Но в середине 1942 года театр испытывает огромную нехватку артистов балета. В.И. Шелков находит девушек, которые не доучились в балетном училище. Занимался с ними отдельно по вечерам в театре, вводил в небольшие массовые номера, чтобы девушки привыкали к сцене. За выступления им платили кусочком хлеба и суфле, чему юные артистки были безмерно рады. В 1943 году группу девушек 15-16 лет официально приняли в балетную труппу театра.
Во время войны в театр с концертами приезжали знаменитости. Артист балета театра оперы и балета им. Кирова М. Михайлов писал, что в составе концертных бригад были «звёзды во главе с Г.Улановой, Н. Дудинской, Ф. Балабиной, Т. Вечесловой, К. Сергеевым, Н. Зубковским. Зрительный зал на каждом концерте заполнялся до отказа». Девочки с замиранием сердца смотрели на их выступления.
Для определения вклада выпускников Петербургской (Ленинградской) балетной школы в становление хореографического образования в Свердловске-Екатеринбурге важным источником явилась небольшая статья В.И.Наумкина «Наш балет» за 1957 год. В ней он конкретно сообщает: «В 1935 году открывается Свердловское хореографическое училище по образцу и программам Московского и Ленинградского училищ. В годы войны многие артисты балета помогают техническим цехам, работают по устройству госпиталей. С бригадами на фронт выезжают артисты балета. В эти годы коллектив пополнился учениками нашего закрывшегося хореографического училища, и они – ещё дети 14-15 лет – продолжают своё образование в стенах театра. Это нынешние солисты балета – И. Шильдер, С. Сушкина, З. Холмова, Э. Круглова, И. Невоструева, З. Красовицкая и др.».
Приход юных артисток в балетную труппу сыграл положительную роль в жизнедеятельности театра: зритель в тяжёлые времена военного лихолетья тянулся к искусству, с помощью которого он мог отвлечься, развеяться. С началом войны многие артисты ушли на фронт. Для восполнения численности труппы было необходимо пополнение, оно и пришло в лице юных недоученных учащихся местного хореографического училища, для которых работа в театре стала продолжением профессионального образования.
Во время войны силами балетной труппы были поставлены: 1942 год – «Раймонда», 1943 год – «Конёк-горбунок», «Гаянэ», 1944 год – «Каменный цветок». И свершилось это во многом благодаря В.И. Шелкову, который следуя заповеди Н.Легата, гласящей, что «секрет петербургского балета – в дисциплине безжалостной и беспощадной» помог юным артистам обрести себя в искусстве балета, невзирая на робость, недоученность и страх перед профессиональной сценой.
Таким образом, Отечественная война не остановила работу Свердловского театра, но прервала жизнедеятельность Свердловского хореографического училища, а, значит, и развитие профессионального хореографического обучения в Свердловске.